Пресса

«К итогам IV Московского международного конкурса скрипачей имени Паганини. Конкурс скрипачей — состязание науки и искусства игры на одном из самых сложных, умных и виртуозных инструментов, короле симфонического оркестра…»

Конкурс скрипачей — состязание науки и искусства игры на одном из самых сложных, умных и виртуозных инструментов, короле симфонического оркестра, — не может обходиться без накала страстей, разноголосицы мнений, порой выражаемых нелицеприятно. Да и эти заметки из-за их субъективности тоже кому-то будут не по нутру. Потому начну с бесспорного. А бесспорным является факт, что конкурс, ставший праздником скрипичного искусства, год от года крепнет, становится все более представительным, умножая авторитет и славу русской скрипичной школе. Организован он так четко, что повергает тех, кто привык эти вопросы пускать на самотек и оттого не огражден от ряда проколов, в некую оторопь. Прослушивание всех трех туров конкурса в Малом (двух первых) и Большом залах консерватории, а также буклеты в виде блокнотов с краткой профессиональной характеристикой членов Жюри и конкурсантов были бесплатными. Даже небывалый наплыв слушателей в Большой зал, где прошедшие на третий тур шесть конкурсантов играли со специально сформированным для IV фестиваля симфоническим оркестром, управляемым Владимиром Зивой, не вызвал сбоев в работе и неудовольствия публики, не нашедшей мест. Люди без лишних слов были размещены в первых рядах перед проходом, где сидело Жюри. За всем этим ощущалась воля инициатора и организатора конкурсов, горячего любителя скрипки Максима Викторова, в чей адрес так и просятся слова благодарности. Мы обычно тороваты на критику и скупы на похвалу. Здесь нужна именно хвала.

Третий тур, начавшийся в шесть часов вечера, закончился лишь к одиннадцати, а с учетом времени ожидания окончательного решения жюри заинтересованной частью слушателей, среди которых была и я, — в половине первого ночи. Каковы же его результаты? Из 54 участников, прибывших в Москву из 20 стран, первой премии и статуэтки "Паганини со скрипкой" удостоена 22-летняя японская скрипачка Киоко Йонемото, окончившая Токийскую школу музыки Тохо Гакуэн и продолжившая обучение у Жерара Пуле в Париже и Бориса Белкина в Маатрихте. Сыграв в последнем туре Концерт Дворжака ля минор, она покорила публику певучим глубоким звуком и активным отношением к исполняемой музыке, временами пытаясь даже как-то воздействовать на оркестр. Вторую премию разделили 28-летний русский скрипач Родион Петров, ученик Марии Глезаровой (Московская консерватория) и стипендиат фонда Спивакова 16-летний узбекский музыкант Надир Хашимов, ныне обучающийся у Шварца (Коламбусский университет, США). Петров сыграл один из сложнейших в скрипичном репертуаре Концерт ре мажор Чайковского, Хашимов — виртуозный Концерт №1 ре мажор Паганини. Интерпретация Петровым Концерта Чайковского была такой зрелой и совершенной, каких за последнее время не доводилось слышать даже у прославленных наших мастеров. Что же до игры Хашимова, то за академически выверенной манерой исполнения я не ощутила его собственного отношения к музыке, не говоря уж о живых, рождаемых сиюминутно чувствах, что, как донесли до нас легенды, было характерной чертой Паганини, заставлявшего публику неистовствовать на его концертах. Лауреатом третьей премии стал артистичный, с экспрессивной манерой игры 25-летний румынский скрипач Эуджен Тикинделяну. В едином порыве сыграв Концерт №1 Шостаковича, он заставил слушателей напряженно следить за своим видением этой великой музыкальной фрески, раскрывая по-новому оттенки мыслей композитора, то скорбных, чуть ли не трагедийных, то ернических, воскрешающих традиции русского балагана. И в этом мне видится главный смысл исполнительского искусства, задача которого не в создании очередной, пусть высокопрофессиональной копии сочинения, но в выражении его чувств и мыслей, освещенных личностью музыканта, что и порождает в нас ответный отклик. Исходя из этого, я так бы расставила названных здесь лауреатов: Петров, Тикинделяну, Йонемото, Хашимов. Это — на день сегодняшний. Как будет дальше, загадывать не берусь. Музыканты, особенно молодые, трудясь, растут, совершенствуются, умнеют. И этот путь в искусстве, как и в науке, имеет "много гитик".


Заключительный концерт, в I отделении которого после награждения прозвучали выступления лауреатов с оркестром под управлением Зивы, а во II — членов Жюри, практически не внес корректив в сложившееся мнение. Церемония награждения прошла споро и по-деловому. В ее конце, подводя итоги конкурса, его основатель Викторов сказал: "Отзывчивая и страстная публика делает Москву ведущей культурной столицей мира". Это — так. Но не надо забывать, что основу публики сегодня составляют те, кто был научен понимать и любить серьезную музыку в советское время, когда музыкальное образование и концерты были доступны каждому, а шедевры мировой классики звучали по всем каналам радио. Чтобы Москва и впредь была центром мировой музыкальной жизни, надо восстановить прежние приоритеты в музыкальном воспитании новых поколений. Если это будет сделано, то остальное вполне нам по силам. II отделение концерта подтвердило это. О таком созвездии светил, находящемся в расцвете творческих сил, способном вести юные дарования к вершинам музыкального исполнительства, которое есть у нас, можно только мечтать. Назову лишь первый номер программы, где прозвучала музыка Гии Канчели (Грузия), написанная для скрипки, голоса и струнного оркестра, в исполнении Сергея Стадлера (Россия) и оркестра, руководимого Саулюсом Сондецкисом (Литва). Эту музыкальную поэму надо слышать, слова тут бессильны. Перечисление же имен членов Жюри, народных артистов СССР Канчели и Сондецкиса и его председателя, народного артиста России Стадлера, заставило привычно сжаться сердце: "Какую великую по всем масштабам страну мы потеряли!"

 МОСКВА ЗЛАТОСТРУННАЯ

МОСКВА ЗЛАТОСТРУННАЯ