Пресса

Духовные наследники «дьявола»

При разговорах о виртуозной игре на скрипке на ум немедленно приходит Никколо Паганини, чьи скрипичные «Капризы» звучали во всех концах света. В 1800-х годах вся журналистская общественность именовала его не иначе как «воплощением дьявола» и с наслаждением смаковала подробности его сверхъестественной внешности. Так, например, Жюль Жанен писал: « Со своим всемогущим смычком в руках он походил на холеру, нависшую над замершим от ужаса городом. Он выглядел и двигался, как привидение: он замораживал улыбкой и мог бы убить вас взглядом. Ничто не разубедит меня в том, что в Париж этот человек приехал уже мертвецом...»


Получается, что именно духовные наследники этого рокового скрипача — ангела или демона — в полном составе собрались на Втором Международном конкурсе имени Паганини, отборочный тур которого проходил в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, а заключительный гала-концерт был организован в Большом театре. Жюри предстояло выбрать лучшего среди всех кандидатов, то есть самого дьявольского... Награда досталась российской скрипачке Алёне Баевой, студентке Московской консерватории. Однако великий российский скрипач Сергей Стадлер вручил призовую статуэтку «Паганини с золотой скрипкой» и чек на 10 000 долларов лауреату Первой премии, корейскому скрипачу Квун Хюк Чжу…


…российских участников, и лауреатку в их числе, ожидал более оригинальный приз — право в течение одного года играть на скрипке кремонского мастера Антонио Страдивари, хранящейся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. И наконец, фонд предоставляет одному из двух скрипачей, занявших первые места, возможность записать сольный альбом.


Поскольку данное мероприятие целиком финансировал The Violin Art Foundation (Фонд скрипичного искусства), вход на концерты для всех меломанов был свободным — пока в зале имелись свободные места, как принято говорить. Заметим, что, выбрав именно скрипку, российское культурное ведомство, стремящееся распространять национальные традиции на федеральном уровне, выбрало именно тот инструмент, который ныне вызывает наибольший интерес в Европе, Соединенных Штатах и Японии. А потому пожелаем Алёне Баевой успешной международной карьеры, которую она вполне заслуживает, и договоримся о встрече в Москве в 2005 году, когда в 223-й день рождения Паганини здесь в третий раз пройдёт церемония вручения «скрипичного "Оскара"». И разве кто-то может быть недоволен тем, что Россия стремится усилить своё культурное влияние в мире и установить подобные ритуалы?

Анн-Лиз Давид, Музыка * Гран-При Конкурса Паганини в Москве

Музыка * Гран-При Конкурса Паганини в Москве