Пресса

«Ренессанс заказывали?»

В то время как Дмитрий Хворостовский покорял лучшие концертные площадки мира, а Мариинка блистала в Европе своими примами, в Москве назревал проект ничуть не менее амбициозный. Речь шла - ни много ни мало - о возрождении русской скрипичной школы. Года полтора назад несколько завсегдатаев богемного кафе «Маргарита» решили: на родине великой скрипичной школы должен быть большой скрипичный конкурс. А то ведь, с тех пор как легендарный педагог Леопольд Ауэр вывез в Америку свой скрипичный класс, русская школа превратилась в предприятие на выезде. Но шуточное ли дело: устроить скрипичный ренессанс! Однако «авантюра» полностью удалась - как-никак за ее осуществление взялись знаменитый скрипач Сергей Стадлер и Фонд скрипичного искусства под председательством Максима Викторова. Их старания были поддержаны Минкультуры России и правительством Москвы. Так на свет появился Московский конкурс скрипачей имени Паганини. Первый же сезон показал: ренессанс удался, русской Генуе быть.


На этот раз конкурс проходил на Новой сцене Большого театра. То, что происходило на Театральной площади в прошлую среду, сравнимо, наверное, только с приездом в сталинскую Москву Яши Хейфеца. Лишние билеты спрашивали у самого метро, на подступах к Большому творилось настоящее столпотворение. А как зал встречал лауреатов! Гран-при получила талантливая скрипачка Алена Баева, исполнившая замысловатый концерт № 1 Шостаковича для скрипки с оркестром, первое место досталось корейской скрипичной звезде Квун Хук Джу, третье поделили Екатерина Фролова из Санкт-Петербурга и англичанин Ли Джеймс. Второе место так и не было присуждено. Лауреат первой премии получил статуэтку великого Паганини с «золотой» скрипкой в руках.


Чем объяснить столь явный успех? Может быть, историческая память музыкальных поколений, помнящих Хейфеца и Ойстраха, еще свежа. Но скорее всего сказалась затаенная тоска по чистому искусству, которое в эпоху всевластия рекламодателей не меньшая редкость, чем в глухие 30-е годы. Организаторы же с самого начала задумали создать музыкальный брэнд, рассчитанный прежде всего на знатоков и профессионалов. С авторитетным составом жюри и знаменитыми инструментами, но без излишней фуршетной расслабленности. По словам Сергея Стадлера, он хотел бы видеть в зале интеллигентную и музыкально образованную публику, а не тех, кто воспринимает происходящее как тусовку. В то же время «Московский Паганини», как окрестили конкурс бойкие журналисты, адресован не только музыкантам-профессионалам и заядлым меломанам, но и галерке, населенной консерваторскими студиозусами, будущими Хейфеца ми. Вообще, конкурс имеет весьма своеобразный возрастной ценз. Нижняя граница - 14 лет, верхняя просто отсутствует. Похоже, его девиз таков: любви к прекрасному все возрасты покорны.

Евгений Белжеларский, Еженедельный журнал «Итоги» № 49

Еженедельный журнал «Итоги»