Максим Викторов: «Люди должны жить культурными событиями»
«С 22 ноября по 1 декабря в Москве пройдет второй конкурс скрипачей имени Паганини. Первый, состоявшийся год назад, стал поистине знаковым событием культурной жизни. Конкурс сразу же назвали культурным событием года за высокий международный статус и уровень проведения, а весьма взыскательная телекомпания CNN показала репортаж о московском конкурсе по всему миру. Главным идеологом и финансистом проекта стал Максим Викторов, которому пришлось совмещать, на первый взгляд, казалось бы, несовместимое: жесткий прагматизм и оперативное управление известной юридической компанией - с одной стороны, и абсолютный альтруизм и благородное желание жертвовать, совсем не свойственное молодому поколению российских бизнесменов, - с другой стороны. К тому же оригинальная идея была успешно реализована в рекордно короткий срок - три месяца. О проекте «Начиналось все очень просто. Мы с приятелем в августе прошлого года сидели в кафе на Патриарших прудах, слушали, как девочка играет на скрипке. Говорили о текущих делах в бизнесе. Скрипка звучала, мы заговорили о музыке. И пришла мысль, что надо организовать скрипичный конкурс. Но отнеслись к этой идее не с точки зрения получения прибыли, а с желанием получить удовольствие и с пониманием того, как должен быть выстроен весь процесс подготовки и проведения конкурса. Уже позднее мы поняли, что в жюри нужно пригласить известных мировых исполнителей, участниками конкурса должны стать лучшие молодые музыканты, необходимы денежные призы иуникальное Гран-при: возможность концертировать в течение года на знаменитой скрипке Антонио Страдивари. Но главное - высоким уровнем игры «разбудить» и «трансформировать» к доброму и лучшему друзей, знакомых, партнеров по бизнесу, которые придут на заключительный концерт. Мы решили, что таким днем будет первый день зимы. Решили сразу, что через несколько лет весь мир будет знать о том, что 1 декабря в Москве проходит заключительный концерт скрипичного конкурса имени Паганини, на котором выступают самые талантливые молодые дарования и самые признанные мастера скрипичного искусства. Ректор консерватории Александр Сергеевич Соколов (нынешний министр культуры) сразу же поддержал идею и помог привлечь к участию в проекте известнейших скрипачей России и Европы. Когда все они ответили быстро и положительно, я понял, что масштаб конкурса стал наднациональным. Позже я сказал Сергею Стадлеру (председателю жюри конкурса) о том, что не ожидал такого резонанса, просто хотелось с друзьями послушать хорошую музыку в хорошем исполнении... Сергей, относящийся с большим пиететом к Паганини, сказал: «Маленький конкурс он не позволит сделать...» И я не сразу понял, что имя Паганини и конкурс Паганини - это нечто большее». Итальянец Никколо Паганини (1782-1840) был гениальным и, безусловно, самым известным скрипачом. Первоначальные уроки игры на мандолине и скрипке ему давал отец - мелкий торговец, любитель музыки. Паганини рано начал концертировать в Италии, а затем в других европейских странах, завоевав мировую славу. Он произвел переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввел технику двойных нот, игру на одной струне и другие технические эффекты. Среди его сочинений особенно славятся 24 «каприса» для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Паганини был великолепным композитором, чьи произведения пользуются огромной популярностью и поныне. Некоторые произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за трудности их воспроизведения. По воспоминаниям современников, его игру иначе как «метеорической» или «феерической» не называли. «Сама идея и процесс ее реализации так увлекли меня, что я понял: невозможно и не хочется остановиться. Невозможно потому, что внутренняя потребность сделать культурное событие больше, чем какие-то трудности, с которыми сталкиваешься. Я пересмотрел свой рабочий график. Для меня время уплотнилось, спрессовалось, и возросли эмоциональные затраты. Но, реализуя этап за этапом, в совокупности мы получили неплохой результат. Конечно, трудности возникали, но было четкое ощущение, что, если в последнюю минуту скажут, что зал, например, затопило, конкурс все равно состоится, и концерт все равно будет. Этим энтузиазмом мы заразили всех. Московская государственная консерватория - партнер проекта, мэр столицы Юрий Михайлович Лужков поддерживает наше желание регулярно проводить в Москве музыкальное событие международного масштаба. Ни министра культуры, ни мэра не надо убеждать. Я это вижу, я это чувствую. Потому что дело благое. Конкурс больше похож на музыкальное состязание. Тот же конкурентный дух присутствует и среди молодых скрипачей, приехавших на московский конкурс со всей России. Им созданный моей компанией Фонд скрипичного искусства оказывает поддержку. Это в конце концов не такие большие деньги, но они открывают мир возможностей другим людям. Для талантливых музыкантов конкурс должен быть доступным. Им остается самое трудное - подготовить программу и... сыграть на скрипке. Потому что те же «каприсы» Паганини современные скрипачи играть научились, вопрос в том - как. И вот если исполнитель видит и чувствует и может это состояние передать публике, мы его без внимания не оставим. У нашего конкурса совершенно особый градус эмоций и скрипичных страстей. В заключительном концерте московского конкурса Паганини принимают участие блистательные музыканты мира, которых практически невозможно собрать вместе по иному поводу в одном концерте. И именно конкурс их объединяет. Всемирно известные музыканты являются членами жюри конкурса: Сергей Стадлер, Эдуард Грач, Александр Рудин, Максим Федотов, Юлиан Рахлин (Австрия), Ицхак Рашковский (Великобритания), Михаэла Мартин (Германия). У первого конкурса был свой талисман - скрипка Страдивари, которую привез в Москву член жюри конкурса, французский скрипач Ирви Гитлес. Наш Гран-при - возможность в течение года играть скрипке Антонио Страдивари из государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов...» О скрипках Эквивалент денег сегодня не применим к редчайшим произведениям искусства. Например, скрипка Антонио Страдивари. Ее стоимость - 2 млн. долларов, но ее купить невозможно. Теоретически на аукционе Сотбис скрипку можно купить за 2-3 млн. долларов. Мастер Гварнери дель Джезу сделал всего 60 инструментов. Они постоянно растут в цене. Никто из частных владельцев сегодня не стремится с ними расстаться. Завтра хоть 10 млн. долларов предложи - не продадут. Скрипичное искусство из всех сфер человеческой деятельности достигло некоего апогея совершенства. Был золотой период, когда в Италии творили Страдивари, Гварнери, другие мастера золотого века. Работы этих мастеров невозможно повторить. Ни повторить, ни улучшить. Например, отдельные специалисты снимают все параметры, анализы состава клея, лака, все складывают, и... инструмент не звучит. «И я понял, что вот эта тяга к этому инструменту - это некое стремление постичь совершенство. Человечество мало существует, но в своем этом историческом периоде, в этой сфере, как, может быть, ни в одной другой, достигло совершенства. А скрипичное искусство, на мой взгляд, это абсолютный андеграунд нашей души. Скрипки разных мастеров звучат по особенному. У инструментов Страдивари - звездный звук, он очень прозрачный и нежный. Он пронизывает своей чистотой. Гварнери - это патетика, мужественность, глубина и переживания. Паганини играл на Гварнери. Я хочу донести до людей, что скрипичная музыка - это настоящее, действительно духовное, великое. Родители водили меня на концерты в консерваторию. А в возрасте шести лет привели в музыкальную школу. Меня определили в класс фортепиано, но, пока я ждал решения комиссии, я принял даже для себя неожиданное решение, что буду играть на скрипке. Я закончил музыкальную школу по классу скрипки, с девяти лет пел в детском хоре Большого театра и играл в футбол. Поступил на юридический факультет МГУ, закончил его с отличием, создал юридическую компанию и... осознал, что в палитре жизненных ощущений не хватает духовного». О бизнесе Максим Викторов – управляющий партнер британской юридической компании Legal Intelligence Group. Клиентами фирмы являются крупные российские и иностранные компании. «Мы никогда не говорим о громких делах, в которых мы участвуем, никогда не говорим о своих успехах, и, к счастью, у нас нет поражений. Мы стараемся понимать бизнес и задачи клиентов, выходить на новый уровень отношений «business to business» в России. Сегодня клиенту мало сказать: «так нельзя делать». Он ждет от нас нестандартного решения, которое будет безупречно с точки зрения закона. Когда девять лет назад юрфирма была создана, мы начали консультировать коммерческие структуры, работающие в сфере нефтепродуктообеспечения. Это был развивающийся колоссальными темпами рынок, которому нужны были определенные алгоритмы, с одной стороны. С другой, помимо крупных, вертикально интегрированных компаний, нашими клиентами стали иностранные компании, выходящие на отечественный рынок. Они нуждались в том, чтобы их консультировали профессиональные российские юристы. Наши решения позволяли обеспечить максимальные гарантии тем же иностранным инвесторам, например ВР. Со временем мы начали обслуживать отдельные государственные проекты и государственные предприятия страны. Нас рекомендовали. Ведь квалифицированных специалистов в той или иной сфере можно сосчитать по пальцам. В кардиохирургии есть 5-10 имен на весь мир, в Москве - несколько кудесников-поваров, и там, где они работают, действительно великолепная кухня. Юриспруденция – то же самое. Есть несколько имен, которые представляют из себя квинтэссенцию науки и практики. Есть команды профессионалов, но их немного. Но чем их будет больше, тем выше будет уровень услуг. Сегодня клиент настолько профилирован, что в вопросах юриспруденции он может разбираться лучше отдельных дипломированных юристов, потому что за его плечами, с одной стороны, колоссальный опыт, с другой стороны, он не раз слушал консультантов. Мы чувствуем себя весьма уверенно на рынке, ведь юридических групп, которые способны предоставить консультации на необходимом уровне, крайне мало». Интересные совпадения
«Однажды, в «Доме книги», в антикварном отделе я увидел книгу по скрипичному искусству. Она была очень редкая. Чертежи скрипок, например, в натуральную величину. Стоила она приличных денег по тем временам, и мне, старшекласснику, она была недоступна. Но я очень хотел ее купить. И я начал прикидывать, сколько денег у меня, бабушка что-то даст, у родителей попрошу. Таким образом начал реализовывать инвестиционный проект. На следующий день мне захотелось опять полистать, повнимательней посмотреть эту книгу. Прихожу, а этой книги нет. Пришел человек и купил, она не простояла и нескольких дней. Я жутко расстроился. Потом, заходя в букинистические магазины, я все время вспоминал эту книгу. Летом прошлого года (почти одновременно с началом работы над конкурсом) я зашел в отдел антикварной книги в магазине «Москва». Спустился, купил 2-томник «Дон Кихота». У меня спросили: может быть, какие-то темы вас интересуют? Отвечаю - скрипичное искусство. Продавец выносит мне книгу, ту самую книгу, ее только вчера принесли, даже не успели выставить. Стоит она достаточно дорого, но теперь я легко могу ее купить. Продавец внимательно смотрит на меня, видит мое смятение и говорит: «По-моему, эта книга ждала вас». «Вы даже не представляете, как долго», - отвечаю я». Записала Любовь Шпакова, редактор отдела общества и стиля, Газета «Деловые люди» № 164
Газета «Деловые люди»