Пресса

Московский конкурс скрипачей имени Паганини: Чем дальнее, тем любопытше

«МОСКВА – Новый ежегодный конкурс скрипачей, учрежденный в России в прошлом году, носит имя Паганини, что уже обеспечивает ему узнаваемость. Основатель конкурса, тридцатилетний поклонник скрипичного искусства и юрист Максим Викторов, будучи уверенным в высоком качестве второй “серии”, пригласил нескольких критиков (из Германии, Англии и США) посетить 30 ноября финальный тур и гала-концерт, проходящий на следующий день на ослепительной Новой сцене Большого театра. Нам также было предложено разгадать и обсудить “в чем кроется уникальность русской скрипичной школы”. Но что любопытно, чем ближе казалась разгадка, тем больше она от нас ускользала (“Ответ во многом можно найти в Джульярдской музыкальной школе”, как сказал один из преподавателей  Московской государственной консерватории). А тем временем, из шести финалистов выделился один исполнитель, весьма впечатляющий своим талантом.


….М. Викторов очень тщательно подготовил почву для проведения Московского конкурса скрипачей имени Паганини, основав при частном спонсорстве и общественной поддержке Фонд скрипичного искусства, и заручившись содействием Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, из фондов которой одну из скрипок работы Страдивари (1723 г.) планировалось предоставить сроком на один год победителю конкурса. Жюри в этом году состояло из семи человек…   Все российские участники жюри имели почетные звания народных артистов России или СССР.


Антураж конкурса также был подготовлен на высоком профессиональном уровне: красивые по своему художественному решению буклеты на английском и русском языках содержали биографические сведения об участников жюри, а также репертуарные требования к программе конкурса; приятно оформлены был и компакт-диск лауреата Первого конкурса Елены Семёновой. <…> Денежные призы составляли от трёх до десяти тысяч долларов.


«… отборочный тур состоялся, и первоначальный состав из двадцати трёх участников сократился до числа финалистов, чьи выступления мы и слушали в Большом зале Московской консерватории. Прозвучало шесть полных концертов. Все произведения (Сибелиуса, Вьетана, Чайковского и Мендельсона) были усердно исполнены с прекрасной техникой…


И вот – последнее произведение. Зал будто озарился – это 21-летняя Алёна Баева с обжигающей энергией и захватывающей виртуозностью заиграла Первый концерт для скрипки Шостаковича. Стало ясно, что перед нами несомненный победитель конкурса.


Она, безусловно, уже является звездой, после целого ряд побед на конкурсах в Германии, Польше и участия в нескольких гастрольных турне в странах Европы. В шестнадцать лет она выступала в Карнеги Холл в рамках программы “Виртуозы XXI века”. И хотя не ясно что принесёт её победа на Конкурсе имени Паганини, нас заверили, что уже “на горизонте” её гастроли в ряде стран, включая США.


Финальный гала-концерт придал конкурсу особый колорит. В первом более, чем четырёхчасовом отделении, принял участие Московский симфонический оркестр, а каждому из четырёх лауреатов (завоевавших Второй приз – два музыканта, Первый приз – Джеймс Ли из Великобритании, и Гран-при – А. Баева) было выделено по десять минут для исполнения коротких фрагментов из концертов для скрипки. В течение следующих примерно трёх часов сцена была предоставлена самим членам жюри, впечатляющее исполнение которых включало в себя целую череду лёгких и изящных произведений, самым торжественным из которых было Синфония кончертанте для скрипки и альта Моцарта. Интродукция и Рондо-каприччиозо Сен-Санса, Фантазия на тему “Кармен” Бизе, а также концерт Паганини (помимо многих других произведений) явили целый вихрь блистательной виртуозности со стороны участников жюри…»

Шерли Флеминг, MusicalAmerica.com

MusicalAmerica.com