Пресса

Победитель Московского конкурса скрипачей имени Паганини получит право играть на легендарной скрипке Страдивари

Первого декабря на новой сцене Большого театра состоится концерт лауреатов и членов жюри Второго московского конкурса скрипачей имени Паганини. Конкурс уже вызвал интерес у мировой музыкальной элиты. В прошлом году в Москву приехал патриарх французской скрипки Иври Гитлис. В этом сезоне обещаны новые знаменитости. А главной наградой победителю станет скрипка Антонио Страдивари № 55 из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Счастливец получит право играть на ней в течение года. Оценочная стоимость шедевра составляет 2 миллиона долларов. Впрочем, не только «пятьдесят пятый Страдивари», но и любой другой инструмент из Госколлекции мог бы стать участником конкурса — ведь именно для этого коллекция и существует. Скрипка должна играть, а не лежать под стеклом. Если ее не берут в руки, она «заболевает» - теряет звучность. Сегодня целые коллективы, например квартет Бородина, полностью укомплектованы коллекционными инструментами.


Основу Госколлекции составляют раритеты, которые еще до революции подарил консерватории меценат Константин Третьяков, однофамилец основателя знаменитой галереи. При этом Третьяков заявлял, что делает это для того, чтобы инструменты звучали в руках беднейших из талантливейших студентов консерватории. Однако официально коллекция родилась в 1920 году, когда советское правительство национализировало все музыкальные раритеты. На поиски редких инструментов были направлены сотрудники ВЧК. Некоторые творения, как оказалось, были утрачены навсегда. Например, одна из скрипок Страдивари сгорела при пожаре в имении помещика под Одессой. Зато другой инструмент мастера был найден в Юсуповском дворце в Петербурге замурованным в стену подвала. В общем, некоторые экспонаты государственного скрипичного собрания были добыты путем едва ли не детективным.


Накануне конкурса имени Паганини корреспонденту «Итогов» удалось взглянуть на легендарную коллекцию. Сегодня это около 240 редчайших скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов работы Страдивари, Гварнери, гениального француза Вильома и русского крепостного мастера Батова. Стоимость уникальных инструментов колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов долларов! Немудрено, что фонды Госколлекции почитаются за стратегический культурный запас. Получить редкую скрипку или виолончель из фондов Госколлекции может только выдающийся исполнитель. При этом инструмент должен быть обязательно застрахован (размер страховки порой достигает нескольких миллионов долларов). Дома музыкант обязан хранить инструмент в стальном сейфе, а вне дома всегда быть рядом с ним и на концерте не смущаться от присутствия охраны. Так, во время выступлений Сергея Стадлера со скрипкой Паганини в зале сидел взвод автоматчиков, а бесценную жемчужину - плод гения великого Гварнери - опечатывали даже на время антракта. Это не лишние предосторожности. Не так давно у альтиста камерного оркестра «Солисты Москвы» Михаила Березницкого украли из квартиры альт, изготовленный в 1733 году итальянским мастером Санте Серафино. Естественно, злоумышленникам проще похитить инструмент, когда он находится у музыканта, а не в специальном государственном хранилище.


Можно ли подменить скрипку? Ска­жем, взять Страдивари, а вернуть хорошую копию Вильома? «Это совершенно нереально, — говорит генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов. - Инструменты известны десяткам экспертов. Да и любой другой музыкант «услышит» подмену. Смычок в руках виртуоза - метод не менее точный, чем химическая экспертиза». Хотя проблема подлинности скрипичных шедевров и существует, связана она отнюдь не с подменами. Споры о том, сколько сохранилось настоящих скрипок Страдивари, не утихают до сих пор. В каталогах зафиксировано более пятисот шедевров великого Антонио, а подделок по всему миру насчитывается около трех тысяч. Но секреты Страдивари - вещь вполне конкретная. Ведь летящий, или, как иногда говорят, звездный звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. Как он добился этого чуда - вымачивал ли древесину в морской воде, составил секретный рецепт лака или использовал особые правила промера, - неизвестно.


В знаменитой Кремоне - городе скрипичных мастеров - традиции великого итальянца блюдут и по сей день. В городе работают около 500 скрипичных мастеров, и еще несколько сотен студентов со всего света посещают Школу Страдивари. Но повторить шедевры мастера никто пока не в состоянии. Зато на его скрипках играют лучшие музыканты мира. Теперь такое право будет и у победителя конкурса Паганини.


Престиж конкурса определяется не только составом участников, но и присутствием на нем знаменитых скрипок. Год назад великий Гитлис привез на конкурс собственную скрипку Страдивари. На этот раз, как рассказала в разговоре с корреспондентом «Итогов» главный хранитель Госколлекции Елена Волховская, некоторые участники конкурса играют на инструментах, предоставленных из Госколлекции: скрипке итальянца Франческо Руджери - талантливого последователя Страдивари и Гварнери - и скрипке работы француза Жана Батиста Вильома, за которым закрепилась слава великого имитатора.


Никто не умел подделывать великих итальянцев так, как он. Сам Паганини ходил к Вильому, словно к домашнему доктору, чтобы «вылечить больную скрипку», если та рассохлась или где-то стерся лак.


Мастерство Никколо Паганини и по сей день остается недосягаемым. Однако стремиться к этим вершинам, по мнению знаменитого скрипача Сергея Стадлера, необходимо каждому участнику конкурса. Отсюда и название, и исполнение нескольких из 24 знаменитых каприсов Мастера как непременное условие.

Евгений Белжеларский, Еженедельный журнал «Итоги»

Еженедельный журнал «Итоги»