Московская прописка Паганини
У знаменитого итальянского Конкурса имени Паганини с прошлого года появился российский дублер - Московский международный конкурс имени Паганини, организованный Фондом скрипичного искусства. Он пока еще не столь престижен, но по именитости членов жюри, по сложности программы, по мастерству участников нисколько не уступает старшему генуэзскому собрату. Недавно Московский конкурс состоялся во второй раз… Жюри возглавил Сергей Стадлер, один из победителей "основного" Конкурса имени Паганини. Вместе с ним за судейским столом Малого зала Московской консерватории расположились россияне Э. Грач, М. Федотов, А. Рудин, И. Рашковский (Великобритания - Израиль), М. Мартин (Румыния - Германия), Ю. Рахлин (Австрия). Программа первого тура на всех конкурсах считается традиционно самой трудной: в этом туре скрипачи играют сольные сонаты или партиты Баха и Каприсы Паганини. Исполнитель весь как на ладони, ему не спрятаться за спину концертмейстера, он один на один со строгим жюри. На первом туре сразу же определились лидеры, которые резко ушли в отрыв: Алена Баева и кореец московской закваски Квун Хюк Чжу. Несмотря на юный возраст, оба уже закаленные конкурсные бойцы, умеющие владеть собой на любой сцене. По распространенной сегодня системе оценки претендентов - "да" "нет" - всем членам жюри было ясно, что оба консерваторца - Баева и Квун - безусловное "да" Второй тур лишь укрепил их лидерство, и оставалось только ждать, как расположится остальная четверка, допущенная к финальному туру. Расположилась она так: Джеймс Ли (Великобритания), Екатерина Фролова, Марианна Васильева и Татьяна Шалагинова. По оценке члена жюри, профессора Эдуарда Грача, исполнительский уровень конкурсантов был довольно высок: они продемонстрировали уверенную виртуозность в пьесах Паганини, зрелость музыкального мышления в сонатах Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта (программа второго тура), разнообразие звуковых красок. Оркестровый тур окончательно расставил конкурсантов по своим местам. Алена Баева, ярко исполнившая Первый концерт Шостаковича с Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы, поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета. Ей был вручен Гран-При конкурса - право играть в течение года на скрипке Генрика Венявского, сделанной великим Страдивари. Первой премии удостоен Квун Хюк Чжу - он получил золотую статуэтку Паганини. Оба победителя - студенты консерваторского класса профессора Эдуарда Грача. Вторую премию жюри решило не присуждать, а бронзовыми призерами стали Джеймс Ли и Екатерина Фролова. Почетными дипломами наградили Марианну Васильеву и самую молодую участницу, 14-летнюю Татьяну Шалагинову, впервые принимавшую участие в конкурсе такого серьезного уровня. А потом на Новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт, в котором приняли участие лауреаты и члены жюри. В двух ипостасях - дирижерской и скрипичной - выступил председатель жюри Сергей Стадлер. Его коллеги исполнили по пьесе, и, наконец, великолепная тройка - Грач, Стадлер, Федотов - с блеском сыграла Концерт для трех скрипок Антонио Вивальди.
Газета «Культура»