«Сергей Стадлер: Дирижирование — это не аэробика под музыку»
Споры о том, считать скрипача-виртуоза и дирижера Сергея Стадлера москвичом или петербуржцем, не прекращаются по сей день. Он дает сольные концерты и дирижирует оркестрами в обоих городах. В этом году стал дирижером-постановщиком «Петра Великого» Гретри в «Геликон-Опере» и малоизвестной в России оперы Берлиоза «Троянцы» в Санкт-Петербурге. Но судейские обязанности маэстро будет исполнять только в Москве. Он стал председателем жюри I Московского конкурса скрипачей имени Паганини, организованного Фондом скрипичного искусства, который пройдет в Москве с 27 ноября по 1 декабря. - Сергей Валентинович, вы уже были председателем жюри? - Нет, но у меня довольно серьезный опыт участия в самых сложных и известных спортивных соревнованиях для музыкантов. Я очень хорошо знаю все это изнутри. А в жюри сидел только один раз: на последнем Конкурсе им. Чайковского. Обычно я этого избегаю — обидно, если происходят какие-то вещи, на которые ты не можешь повлиять, но вынужден за них отвечать. На последнем конкурсе им. Чайковского Владимир Теодорович Спиваков обещал, что все будет честно, и свое слово сдержал. Я могу спокойно подписываться под всем, что произошло, за редкими исключениями, которые не очень важны. - Часто ли будет проходить конкурс имени Паганини? - Если конкурс проходит раз в год, то он становится популярным, скорее юношеским и недостаточно элитарным. Разрыв в четыре года слишком большой. Мне кажется, что оптимальный вариант — раз в три года. - Сколько человек вы собираетесь прослушать на отборочном туре? - Всех, кто захочет участвовать в конкурсе. У нас нет лимита. Мы решили, что на отборочном туре скрипачи будут играть без аккомпанемента. И включили в его программу сочинения Паганини и Баха. Все, кто играет на скрипке, знают шесть сонат и партит Баха, к тому же жюри сразу услышит, на каком техническом и творческом уровне играет скрипач. - В последние годы вы больше занимались дирижированием. С чем это связано? - Это сильно расширяет возможности. Скрипичный репертуар довольно ограничен, а для оркестра написано столько сочинений, что не хватит жизни, чтобы их продирижировать. - Вы согласны с выражением: нет плохих оркестров, есть плохие дирижеры? - Да. Я считаю, что оркестр не может быть изначально плохим. Любой можно заставить играть, во всяком случае, прилично. - Правда ли, что дирижер должен обладать гипнотическими способностями, чтобы внушить музыкантам свою идею? - Дирижер — странная профессия. Есть замечательные музыканты, которые пробовали и пробуют дирижировать, но у них ничего не получается просто потому, что нет этого дара, возможности жестами и фигурой, без слов передать свои чувства, мысли и ощущения. И заставить музыкантов играть, как ты хочешь. Дирижер должен создать на сцене атмосферу, в которой все музыканты чувствовали бы себя максимально свободными, раскрыли бы свои возможности предельно эмоционально и ярко. Это часть профессии. - Как этого добиться? - Очень трудно объяснить. Почему один и тот же оркестр у разных дирижеров звучит и играет совершенно иначе? Почему звук немного меняется, если дирижер вместо свитера или майки, в которых репетировал, выходит одетый для концерта? Происходит много необычайных вещей. Но это только часть профессии дирижера. Другая ее часть, не менее важная, связана с профессией как таковой. Те, кто пренебрегает техникой дирижирования, имеют бледный вид. Причем публике они могут показаться мастерами, но оркестранты, как звери в джунглях, сразу чуют — это настоящий дирижер или человек, занимающийся аэробикой под музыку. - Слушаете ли вы записи других дирижеров, когда работаете с партитурой? Влияют ли они на ваши трактовки музыкальных сочинений? - Записи не оказывают сильного влияния на мое отношение к музыкальным произведениям. Просто интересно, как их представляли себе великие дирижеры. Кроме того, меня всегда интересуют обстоятельства жизни композитора: эпоха, культурная среда, события, происходившие в это время в литературе и живописи. Для более ясного взгляда на ту или иную партитуру нужно знать как можно больше. - Влияет ли на вас реакция зрительного зала? - Разговоры об этом — только миф. Я чувствую реакцию зала, но она никак на меня не влияет. Энергия идет только в зрительный зал. Сейчас количество людей, находящихся в нем, заметно уменьшается. Хотя Москва — город, где реакцию публики невозможно предсказать. Иногда на концерте какого-нибудь знаменитого исполнителя или дирижера полно свободных мест. А бывает, что на менее интересном событии публика почему-то ломает двери и свисает с балкона. Жаль, что многие считают концерт просто развлечением. Послушают музыку, выпьют шампанского и едут в хорошем настроении домой. А музыканты начинают менять репертуар, подделываясь под зрительские вкусы. Этот процесс происходит не только в России, но и во всем мире. - Вам нравится исполнять современную музыку? - В свое время я был первым исполнителем многих сочинений. Но сейчас то, что пишут современные композиторы, редко находит отклик у слушателей и музыкантов. Конечно, и в концертной жизни случаются исключения. Но в основном во всем мире слушают то, что уже давно написано. Иногда мне кажется, что мы живем в каком-то музее: публика больше всего любит слушать хорошо знакомые ей произведения и готова это желать бесконечно. - Вы считаете себя москвичом или петербуржцем? - Петербург — мой родной город. Я там родился, вырос и люблю там бывать. Москву я тоже люблю с детства. Здесь кипит бурная жизнь на больших скоростях и одновременно происходит множество событий. Приятно, что сейчас мне не приходится выбирать, в каком городе жить. Бывает, что я в один и тот же день репетирую в Петербурге и Москве.
Газета «Вечерняя Москва»