Пресса

«От Генуи до Москвы»

Первый московский конкурс скрипачей имени Никколо Паганини завершился концертом лауреатов и членов жюри

Конкурс имени Паганини — событие знаковое. Ведь Москва до сих пор не могла похвастаться скрипичным событием международного значения. Не было в столице фестиваля скрипачей ни в те времена, когда далекие от искусства чиновники на свой лад блюли музыкальный имидж державы и хор Пятницкого гремел по миру, ни в эпоху демократии. Вероятно, все самое лучшее в искусстве происходит в определенное, неведомо кем назначенное время. Вот и идея конкурса завладела умами абсолютно внезапно. Вначале она бродила в головах богемных музыкантов, затем за ее осуществление взялись председатель оргкомитета конкурса Максим Викторов и знаменитый скрипач Сергей Стадлер.

Конкурс создавался всерьез и надолго. К участию решено было привлечь музыкантов с мировым именем и украсить мероприятие музыкальными реликвиями в виде знаменитых скрипок. Конкурсу дали имя Паганини и не ошиблись: дух великого генуэзца, похоже, действительно поселился на несколько дней в Доме музыки. Впрочем, нашей национальной гордости, как выяснилось, ничто не угрожало. В игре лауреатов осведомленный слушатель с легкостью читал почерки знакомых знаменитостей: здесь —глубинную эмоциональность Хейфеца, там - летящую и чуть небрежную манеру Стадлера. Заодно был развеян расхожий миф о последователях русской школы, в игре которых с некоторых пор якобы возобладал конкурсный стиль — привычка играть быстро, агрессивно и технически безупречно, но не давать волю интерпретации.

Победительницей первого конкурса имени Паганини стала российская скрипачка Лена Семенова, наряду с хрестоматийным 24-м каприсом Паганини филигранно сыгравшая менее известные широкой публике «Цыганские напевы» Сарасате. А обладательница второго приза Надежда Токарева исполнила фантазии на темы из оперы «Кармен», где сложность не заслоняет ни богатства вариаций, ни чувственности, ни яркости мелодики. Победители показали способность достигать кульминации, не меняя темпа, и извлекать максимум басовых обертонов из струны «соль», чем когда-то прельстил публику великий Паганини. Слушая лауреатов, понимаешь, что Виктору Третьякову и Сергею Стадлеру не придется горевать об отсутствии преемников, а композиторы еще почтут за честь писать для будущих скрипичных знаменитостей, как когда-то Чайковский для Леопольда Ауэра.

Лена Семенова, обладательница первого приза, рассказала корреспонденту «Итогов» о том, как ей удалось добиться столь впечатляющего результата: «Я не боролась за первое место, я просто хотела сыграть, как я умею. Конечно, приятно, когда тебе присуждают первый приз, но главное — играть для себя, для публики и для музыки. Скрипачкой меня сделал папа, который понемногу приучал меня к инструменту лет с пяти. Ну а потом моим учителем стал знаменитый музыкант Эдуард Грач, которого я считаю одним из лучших педагогов. Иногда приходится слышать, что русская скрипичная школа как бы растворилась в мировой музыке, что это уже отжившее понятие. Но это не так. Традиции сохраняются за счет учителей, которые любят своих учеников».

У конкурса был свой музыкальный талисман - инструмент работы Страдивари, принадлежащий ныне французу Ивре Гитлису, одному из лучших скрипачей Европы. Гитлис, которому уже за восемьдесят, внешне чем-то напоминает состарившегося Эйнштейна. Это музыкант-подвижник, не оставляющий скрипку несмотря на почтенный возраст, подобно тому же Ауэру, который также с успехом давал концерты после восьмидесятилетия. Знаменитая скрипка Страдивари прозвучала во втором отделении концерта.

Уже в следующем году организаторы обещают вновь доставить наслаждение музыкальным гурманам. Причем победителя ждет новый приз — право играть на знаменитой скрипке в течение года. Возможно, это будет инструмент дома Гварнери. Если принять во внимание концептуальность конкурса, такой ход напрашивался сам собой, ведь имена Паганини и Гварнери — две вещи нераздельные. Может быть, со временем участники конкурса смогут доказать, что времена фанатичного поклонения мастерам классического исполнения еще не закончились. А такие картины, как запруженная публикой Большая Никитская в дни приезда легендарного Яши Хейфеца в далеком 34-м, еще не перешли в разряд легенд. Как знать, не увидит ли Москва нечто подобное через год-другой за горбом Большого Краснохолмского моста? Впрочем, даже если результат окажется скромнее, это вряд ли можно будет считать неудачей. Ведь не зря говорил замечательный музыкант и композитор Джордже Энеску, что если он играет в зале на тысячу мест и хотя бы несколько человек уйдут с концерта не такими, какими пришли, то его цель достигнута.

Виктор Канавин, Еженедельный журнал «Итоги»

Еженедельный журнал «Итоги»