Пресса

Русский наследник Паганини

Скрипку работы знаменитого Карло Бергонци, принадлежавшую не менее знаменитому Николе Паганини, за 1,1 миллиона долларов на аукционе "Сотбис" приобрел россиянин - Максим Виктров, управляющий партнер британской юридической компании Legal Intelligence Group.

Стартовая цена инструмента составляла 500 тысяч долларов. Как рассказал Максим Викторов РИА "Новости" по телефону из Лондона, в его коллекции уже 15 скрипок работ известных мастеров, включая купленную накануне скрипку Паганини. "Большей частью коллекция хранится в Москве, в защищенных банковских сейфах, где поддерживается нужная температура и влажность", - сказал Викторов.

Устроители аукциона заявили: "Любая работа Карло Бергонци - сама по себе раритет. Тот факт, что инструмент принадлежал Паганини, делает его уникальным".

Скрипка датируется примерно 1720 годом, когда Бергонци был уже достаточно известен и инструменты его работы конкурировали с творениями Гарнери и Страдивари.

По мнению экспертов, инструмент отлично сохранился, и ничто не помешает новым владельцам играть на нем. Как сообщил РИА "Новости" новый владелец шедевра, приобретенная им скрипка обязательно прозвучит 1 декабря в Большом зале Московской консерватории на закрытии московского международного конкурса Паганини.

Эксперты дома "Сотбис" отметили, что итог продажи скрипки существенно превзошел стартовую цену и установил новый аукционный рекорд для творений скрипичного мастера Карло Бергонци из Кремоны.

Глава департамента музыкальных инструментов "Сотбис" Тим Инглс заявил: "Мы были особенно рады результатом реализации основного лота - скрипки, которой некогда владел великий виртуоз Х1Х века Никколо Паганини".

Неизвестно, когда инструмент попал к Паганини, но эта скрипка была среди тех, которые унаследовал сын гениального музыканта после смерти отца.

Всего на торгах было выставлено 313 лотов - в основном, это скрипки XVIII-XX вв, а также аксессуары к ним и смычки.

Всего до наших дней дошли 50 инструментов кремонского мастера Карло Бергонци. Бергонци родился в 1683 году, создавал скрипки примерно с 1720 года до своей смерти в 1747 году. Его инструменты считаются одними из лучших, когда-либо сделанных, не считая скрипок, созданных Страдивари и Гварнери дель Джезу.

Итальянец Никколо Паганини (1782-1840) был гениальным и, безусловно, самым известным скрипачом. Первоначальные уроки игры на мандолине и скрипке ему давал отец - мелкий торговец, любитель музыки. Паганини рано начал концертировать в Италии, а затем в других европейских странах, завоевав мировую славу. Он произвел переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввел технику двойных нот, игру на одной струне и другие технические эффекты. Среди его сочинений особенно славятся 24 "каприса" для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Паганини был великолепным композитором, чьи произведения пользуются огромной популярностью и поныне. Некоторые произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за трудности их воспроизведения. По воспоминаниям современников, его игру иначе как "метеорической" или "феерической" не называли.

Не менее бывшего владельца скрипки и ее создателя интересна и фигура самого адвоката Максима Викторова, сделавшего нашумевшую покупку на аукционе "Сотбис". Максим Викторов, по данным газеты "Деловые люди", является управляющим партнером британской юридической компании Legal Intelligence Group. Клиентами фирмы являются крупные российские и иностранные компании.

"Мы никогда не говорим о громких делах, в которых мы участвуем, никогда не говорим о своих успехах, и, к счастью, у нас нет поражений, - сказал изданию Максим Викторов. - Мы стараемся понимать бизнес и задачи клиентов, выходить на новый уровень отношений "business to business" в России. Сегодня клиенту мало сказать: "так нельзя делать". Он ждет от нас нестандартного решения, которое будет безупречно с точки зрения закона. Когда девять лет назад юр-фирма была создана, мы начали консультировать коммерческие структуры, работающие в сфере нефтепродуктообеспечения. Это был развивающийся колоссальными темпами рынок, которому нужны были определенные алгоритмы, с одной стороны. С другой, помимо крупных, вертикально интегрированных компаний, нашими клиентами стали иностранные компании, выходящие на отечественный рынок. Они нуждались в том, чтобы их консультировали профессиональные российские юристы. Наши решения позволяли обеспечить максимальные гарантии тем же иностранным инвесторам, например ВР. Со временем мы начали обслуживать отдельные государственные проекты и государственные предприятия страны. Нас рекомендовали. Ведь квалифицированных специалистов в той или иной сфере можно сосчитать по пальцам. В кардиохирургии есть 5-10 имен на весь мир, в Москве несколько кудесников-поваров, и там, где они работают, действительно великолепная кухня. Юриспруденция - то же самое. Есть несколько имен, которые представляют из себя квинтэссенцию науки и практики. Есть команды профессионалов, но их немного. Но чем их будет больше, тем выше будет уровень услуг. Сегодня клиент настолько профилирован, что в вопросах юриспруденции он может разбираться лучше отдельных дипломированных юристов, потому что за его плечами, с одной стороны, колоссальный опыт, с другой стороны, он не раз слушал консультантов. Мы чувствуем себя весьма уверенно на рынке, ведь юридических групп, которые способны предоставить консультации на необходимом уровне, крайне мало".

Весьма прибыльная деятельность на ниве юриспруденции позволяет Викторову не только покупать уникальные музыкальные инструменты на самом престижном аукционе, но и финансировать музыкальные конкурсы и другие мероприятия. Так, в прошлом году Викторов выступил главным идеологом и финансистом второго конкурса скрипачей имени Паганини. Конкурс сразу же назвали культурным событием года за высокий международный статус и уровень проведения, а весьма взыскательная телекомпания CNN показала репортаж о московском конкурсе по всему миру.

Обладателю Гран-при конкурса, как сообщала газета "Время новостей", на год был предоставлен роскошный инструмент Антонио Страдивари (около 1720 года), принадлежавший Генрику Венявскому - первому профессору-скрипачу первой российской консерватории, скончавшемуся в Москве и оставившему здесь скрипку. Страдивариуса предоставляет Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов, с которой Фонд скрипичного искусства сотрудничает много лет.

Незадолго до оглашения результатов прошлогоднего скрипичного конкурса, Максим Викторов дал небольшое интервью газете "Известия". На вопрос о том, есть ли у него собственная коллекция скрипок, он ответил тогда так: "Это не коллекционирование в буквальном понимании слова. Это что-то другое. Скрипка - это совершенная субстанция. Она, вероятно, в себе может содержать такие силы, которые на сегодня в учебнике физики не изложены. Это ведь по сути совершенный результат деятельности человека - другой такой области я не знаю. Во всех остальных областях еще возможен прогресс, а здесь нет. То, что было сделано в период золотого века скрипки, повторить невозможно. Мне не обязательно, чтобы та или иная скрипка была в моей собственности - просто в некоторых случаях никто не даст к ней прикоснуться, пока не купишь.

"Известия": Вы на них играете?

Викторов: Да, бывает. Ночами.